Совещание по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации

Владимир Путин провёл совещание по вопросу создания во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и Севастополе культурно-образовательных и музейных комплексов.

Задача создания в регионах России театрально-концертных, музейных и образовательных центров поставлена Президентом в Послании Федеральному Собранию 2018 года и конкретизирована в Указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В совещании приняли участие члены Правительства, руководители регионов, деятели культуры и искусства.

Перед началом встречи В.Путин осмотрел макеты создаваемых культурно-образовательных комплексов. Глава государства ознакомился, в частности, с проектами Калининградского театра оперы и балета, Высшей школы музыкального и театрального искусства, музейного и театрально-образовательного комплексов, культурного центра во Владивостоке, образовательного центра на острове Русский и хореографической академии в Севастополе. Президента также познакомили с компьютерной реконструкцией будущей застройки квартала искусств в Кемерове. Пояснения давали Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв.

* * *

Стенографический отчёт о совещании по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Как вы знаете, в Послании ещё прошлого года была поставлена очень важная задача – приступить к созданию в регионах культурно-образовательных комплексов.

«Виноват» в этом Валерий Абисалович [Гергиев], потому что он по моей просьбе более-менее активно начал заниматься Дальним Востоком, Владивостоком. И Михаил Борисович [Пиотровский] тоже говорил неоднократно о том, что они в разных регионах выставляют то, что у них есть, и в том числе в запасниках. Но, к сожалению, в регионах, как правило, нет соответствующих условий для того, чтобы на должном уровне работать. Отсюда возникла эта идея – идея создания культурно-образовательных комплексов в регионах.

Такие крупные центры общественной жизни и просвещения должны быть доступны для людей всех возрастов – как старшего, так и подрастающего поколения, соответствовать их интересам, запросам. Очень важно в этой связи, конечно, иметь в виду и молодых людей, молодёжь. Культурные центры должны включать концертные залы, музейные и выставочные пространства, объединять на одной площадке филиалы наших ведущих театров, музеев, творческих вузов.

Развитие таких комплексов уже обозначено как один из приоритетов национального проекта «Культура». Мы подробно обсуждали общие направления предстоящей работы в декабре на Совете по культуре и искусству. Все содержательные предложения, которые прозвучали на этом заседании, обязательно будут учтены, тем более что их авторы станут непосредственными участниками, партнёрами программы создания таких комплексов.

Вновь хотел бы подчеркнуть, их значение огромно: для раскрытия культурно-образовательного потенциала наших регионов, для формирования современного культурного пространства на всей территории Российской Федерации, а значит, для гармоничного развития общества и самореализации граждан.

Это штампованная фраза, конечно, казённая – «самореализация граждан». Но что за ней стоит? За ней стоят судьбы наших людей, жизнь российских семей в регионах нашей страны. За этим что стоит? Возможность познакомиться с мировыми шедеврами, которые есть в наших ведущих музеях, да и в значительной части лежит в запасниках, познакомиться с ведущими артистами, потому что возникает у них возможность и ставить спектакли, и в них участвовать.

За этим стоит достаточно, на первый взгляд, прозаичная вещь – обучение детей. Одно дело, есть такая возможность у семьи, потенциально, даже понимание того, что это возможно, а другое дело – этого нет. Это меняет жизнь в регионе кардинальным образом.

Запрос на настоящую, высокую культуру, конечно, растёт с каждым годом, и эту тенденцию, безусловно, нужно поддержать. Насыщенная культурная жизнь, яркие творческие события, возможности раскрыть свои таланты должны быть доступны каждому человеку в любом регионе нашей страны.

Мы уже определили города, в которых появятся первые культурно-образовательные центры. Это Калининград, Кемерово, Владивосток и Севастополь.

Сегодня предлагаю обсудить практические вопросы реализации проекта. И важно с самого начала, с первых шагов учесть все аспекты: технологические, организационные, финансовые, архитектурные, строительные и, конечно, кадровые. Прежде всего хотел бы услышать, на какой стадии находится работа по каждому из этих комплексов. Сейчас губернаторы мне рассказывали в общих чертах. Думаю, что есть возможность поговорить об этом поподробнее. Хотелось бы услышать, что сделано, есть ли нерешённые вопросы и проблемы, в целом что мешает продвигаться вперёд, причём более интенсивно, нужна ли дополнительная поддержка со стороны федеральных ведомств и, наконец, когда планируется открытие комплексов. Меня интересуют сроки ввода объектов и даты.

Что также считаю важным: при создании культурных центров нужно избегать шаблонных подходов. Унификация, безусловно, уместна, но и здесь тоже должна быть золотая середина, перебирать с этим не нужно, потому что у каждого региона своя потребность в площадях и видах выставочных и сценических пространств, свои запросы на развитие творческих школ. Абсолютно необходимо учитывать мнение людей, проживающих в каждом конкретном регионе.

Все детали требуется учесть ещё на этапе проектирования, до начала строительства, чтобы потом не пришлось заниматься перепрофилированием и переделкой готовых объектов. А так, к сожалению, бывает, я с этим неоднократно сталкивался, правда, не в сфере культуры, хотя и здесь, скажем, при ремонте Большого театра эта проблема возникала, да и при строительстве, по-моему, Новой сцены. Нужно уже сейчас понимать, как будет использоваться каждый культурный комплекс, чётко определить порядок дальнейшего содержания, источники финансирования. Хотел бы услышать, конечно, здесь конкретные предложения уже сегодня.

И, конечно, принципиальный вопрос – кадры (я уже об этом сказал), формирование сильных коллективов для работы в культурных центрах. Здесь нужны целые команды талантливых управленцев, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, единомышленников. Я уверен, что это возможно. Я слышу и знаю, по этому поводу есть различные сомнения. Я такие же точно сомнения слышал, когда мы решали вопрос о создании целой сети высокотехнологичных медицинских центров в регионах Российской Федерации. Мне то же самое говорили: работать не будут, людей нет и никто туда не поедет. Поехали. Из Петербурга, из Москвы, из Новосибирска, из-за границы вернулись.

Когда возможности созданы, и возможности по уровню заработных плат, по оборудованию, по соответствующему контингенту, очевидная поддержка имела место – работают все, и работают очень хорошо. Более того, в регионах, где действует этот центр, сразу на новую ступень поднимается и уровень здравоохранения, потому что и другие медицинские учреждения подтягиваются к этому уровню. Это чрезвычайно важно. Уверен, что и в этой сфере у нас всё получится. Только что говорили о том, что Мариинка делает во Владивостоке. Замечательный спектакль поставила молодая труппа, Валерий Абисалович помогает. И так будет везде, не сомневаюсь ни на секунду.

В этой связи вот что хотел сказать по поводу региональных культурных центров: безусловно, эта работа не должна вестись за счёт финансовых, кадровых ресурсов местных учреждений культуры. Недопустимо отодвигать их на периферию. Новые культурные центры призваны обогащать и дополнять культурную жизнь регионов, работать в тесном партнёрстве с региональными и местными музеями, театрами, творческими вузами. У них огромный потенциал, и они должны иметь все возможности для собственного развития.

Давайте перейдём к работе.

Пожалуйста, Ольга Юрьевна.

О.Голодец: Уважаемый Владимир Владимирович!

Если Вы позволите, хотелось бы начать с небольшого ролика, который снят во Владивостоке. Он покажет реальную ситуацию на сегодня.

Пожалуйста, коллеги, запустите.

(Просмотр видеоролика.)

Владимир Владимирович, хотелось показать начало стройки, но как раз на этом кадре изображение пропало. Действительно, работы начались, идут очень интенсивно, спасибо большое строителям. Они сегодня подробно расскажут про проект, который реализуется и во Владивостоке, и в других городах в соответствии с Вашим поручением. Но я хочу дать сейчас общую картину по состоянию самого проекта.

Действительно, Россия является признанным мировым лидером в сфере культуры. Я только что приехала с открытия «Русских сезонов» в Германии, в Берлине, и это было уникальное событие, когда оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Абисаловича Гергиева дал нашу величайшую оперу Чайковского «Иоланта» и когда зал аплодировал стоя.

И мир признаёт высокий уровень нашей культуры, мир признаёт, что мы – лидеры. Когда мы говорим о культурном форуме, то к нам на культурный форум приезжает больше 30 тысяч человек, и все руководители ведущих театров, музеев считают за честь участвовать в наших дискуссиях, участвовать в наших проектах.

Особая задача – это формирование доступности нашей величайшей культуры для населения Российской Федерации. Такая задача Вами была поставлена в 2014 году, и мы начали этот проект, начиная с Владивостока. Тогда, в 2014 году, Вы дали поручение создать во Владивостоке филиал Мариинского театра, филиал Академии хореографии имени Вагановой и филиалы музеев.

В настоящее время во Владивостоке, действительно, с 1 января 2016 года работает Приморская сцена Мариинского театра. И если раньше это были перенесённые из Мариинки спектакли, то сейчас эта сцена – это уже самостоятельный коллектив, очень творческий, очень прорывной.

И та премьера, о которой я Вам рассказала, – «Царская невеста» в постановке Приморской сцены Мариинского театра, – это уникальный шедевр мирового искусства, это сегодня одна из лучших мировых постановок этой оперы.

Театр уже встал на ноги, и сегодня мы видим, что достигнута та цель, к которой мы стремились три года назад, чтобы сформировался коллектив, чтобы сформировался оркестр. Конечно, Мариинский театр тратит огромные усилия для того, чтобы осуществлять патронаж, и он осуществляется в прямом смысле этого слова.

Думаю, Валерий Абисалович сегодня об этом скажет, насколько это сложно и тяжело, но только так можно вырастить новые очаги культуры, только так можно в регионах сделать доступными наши величайшие образцы музыкального, театрального, художественного искусства.

Весь проект, который начался в 2014 году, сейчас делится на две части: на часть инфраструктурную (в 2017 году Вы дали поручение сформировать новую инфраструктуру) и на содержательную. Коротко остановлюсь на инфраструктурной части.

На сегодняшний день определены точные параметры состава помещений, состава учреждений, которые будут располагаться во всех городах – во Владивостоке, Калининграде, Севастополе и Кемерово. В состав входят следующие учреждения: Владивосток – это новый концертный зал, Высшая школа музыкального театрального искусства, филиал Центральной музыкальной школы, Хореографическая академия, музейный комплекс, а также все вспомогательные помещения – жилые корпуса, общежития, административно-хозяйственные и бытовые помещения.

В Калининграде планируется создание филиала Большого театра. Точно так же здесь будет создана Высшая школа музыкального театрального искусства, средняя специальная музыкальная школа, которую патронирует также Центральная музыкальная школа, филиал хореографической академии Московской хореографической академии. Здесь будет располагаться филиал Третьяковской галереи, а также жилые помещения для проживания сотрудников.

В Севастополе планируется из инфраструктуры построить Театр оперы и балета, который, как мы считаем, серьёзно изменит всю ситуацию с культурой в Севастополе и превратит Севастополь по-настоящему в столичный город. В Севастополе будет создана Высшая школа музыкального театрального искусства, хореографическая академия, музейный комплекс, а также все вспомогательные помещения.

Определён комплекс помещений для Кемерово.

В какой стадии мы сейчас находимся по созданию инфраструктуры…

Во всех регионах определены и отведены – спасибо большое губернаторам за их активную включённость – территории, и они оформлены для начала изыскательских работ и строительства. Сегодня геологические изыскания по Владивостоку подходят к своему завершению, и в январе во Владивостоке для той инфраструктуры, которая располагается на острове Русский (это учебная инфраструктура), мы сможем войти в техническую экспертизу, и к концу первого квартала, надеюсь, что у нас будет готова уже экспертиза как техническая, так и ценовая.

Везде составлены графики по подготовке и ведению строительных работ во всех регионах в разрезе каждого учреждения. И что важно – самые последние даты сдачи, а это контрольные цифры, для учебных заведений (хореографических училищ и филиалов Центральной музыкальной школы) это 1 сентября 2020 года, и последние сроки сдачи для наших больших комплексов (они очень амбициозные, мы будем очень стараться), мы планируем всё-таки до 31 декабря 2023 года закончить строительство необходимой инфраструктуры.

Коллеги будут комментировать, какие у нас есть вопросы, но все вопросы в основном носят рабочий характер. У нас составлена система управления проектом. Каждый понедельник мы собираемся непосредственно у меня на совещании.

Контроль за ходом строительства у руководителей всех выведен на электронные средства, в любое время дня и ночи мы можем посмотреть, идёт ли стройка, сколько рабочих занято, как идут работы. У нас есть прямая связь со всеми офисами на местах, и в этом смысле работа идёт бесперебойно. Это то, что касается инфраструктуры.

Руководит сегодня всем проектом наш фонд, наша дирекция культурных и социальных проектов, которая называется «Культурное национальное наследие», и руководит этим офисом Хамит Давлетярович Мавлияров, который раньше занимался в Министерстве строительства и курировал вопросы строительства объектов, прежде всего по Олимпиаде.

Но мы понимаем, что создание культурно-образовательных комплексов – это не только вопросы инфраструктуры, это вопросы содержательного наполнения, это очень серьёзная кадровая политика в отношении регионов.

Для нас сегодня определены 16 учреждений, которые мы сегодня создаём и которые поддерживаем во всех регионах. И все члены наблюдательного совета фонда, а это и представители всех наших ведущих учреждений: государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Большого театра, Мариинского театра – все включены в постоянную работу для того, чтобы создавать содержательную основу нашей работы в регионе.

Все, кто здесь присутствует, не раз были в регионах, осматривают сегодня педагогов, кадры, ведут специальную работу по проведению мастер-классов по обучению тех людей, которые будут привлечены в дальнейшем к работе.

У нас планируется создание 16 филиалов учреждений в разных регионах, для девяти из них уже предложены и утверждены руководители. В январе мы начинаем работу в регионах уже как вновь созданные филиалы, средства на это предварительно оговорены и согласованы с Минфином.

Сейчас мы работаем в рамках бюджета Министерства культуры на предстоящий год, на 2019 год, но у нас достигнута договорённость в соответствии с решением Председателя Правительства, который на эту тему провёл специальное совещание, дал поручение, и мы согласовали тот объём средств, который необходим для начала содержательной работы в 2019 году. И эти средства будут внесены как поправка в бюджет 2019 года в майскую сессию.

Мы уверены в том, что мы справимся с работой, хоть она и не такая простая. И думаю, что сегодня во время обсуждения коллеги дополнят и расскажут о тех сложностях, тех трудностях, которые возникают, и о тех методиках, которые мы сегодня применяем для решения поставленных вопросов.

В.Путин: Спасибо большое.

Зельфира Исмаиловна, пожалуйста.

З.Трегулова: Создание культурно-образовательных комплексов в Калининграде, Владивостоке, Севастополе и Кемерово – это уникальная возможность через приобщение к искусству изменить качество жизни жителей этих региональных центров и одновременно придать этим городам особую привлекательность для приезжих и туристов. Хотела бы в первую очередь остановиться на Владивостоке и Калининграде, самой восточной и самой западной точках страны.

Владивосток – это город с особой энергетикой, который сегодня интенсивно развивается, где в Дальневосточном университете учатся десятки тысяч студентов, куда приезжает множество туристов из Китая, Японии и Южной Кореи.

Тем не менее нужно признать, что, несмотря на активно работающую Приморскую картинную галерею и Краеведческий музей, а также открывшийся в 2016 году филиал Мариинского театра, этих учреждений культуры явно недостаточно для развития огромного потенциала этого города и этого региона.

Указанные выше учреждения культуры и музеи в первую очередь располагаются на очень ограниченных пространствах с минимальной инфраструктурой. Например, Приморская картинная галерея, когда туда привозили выставки из Третьяковской галереи, была вынуждена снимать всю свою постоянную экспозицию, состоящую из немалого количества художественных шедевров.

Схожая ситуация и в Калининграде. И здесь также, действительно, очень мало возможностей и мало пространства для знакомства с серьёзным, значительным искусством и великой русской культурой. А ведь эти два города – и Калининград, и Владивосток – могут и должны стать своеобразной витриной страны, теми точками, которые бы показывали и богатство культуры, и невероятное художественное наследие. Эти два города действительно могут стать настоящим культурным форпостом страны на востоке и западе.

Мы видим, что сегодня музеи становятся мощнейшей точкой притяжения для людей. Они становятся пространством, где, помимо выставок и экспозиций, проходят лекции, дискуссии, там звучит музыка и поэзия, здесь показываются лучшие образцы кинематографа как современного, так и ретроспективного. В музей сегодня можно прийти всей семьёй и дать возможность и детям, и подросткам развивать свою креативность через приобщение к искусству.

Современные музеи становятся важнейшей культурной и образовательной платформой, и при этом платформой очень демократической. Сегодня театры и ведущие концертные залы также переполнены, и это свидетельствует о понимании людьми важности соприкосновения с искусством, диалога с великим и подлинным, в особенности в эпоху торжествующего фейка.

Существующие сегодня в перечисленных выше регионах музеи и объекты культуры не могут соответствовать всем этим важнейшим и насущным потребностям. И строительство тех центров, о которых мы сегодня говорим, сможет помочь решить множество проблем, в том числе и снять разницу в качестве жизни и в доступе к подлинным, не виртуальным художественным ценностям между столичными городами и регионами.

Уже говорилось о том, что эти центры будут включать в себя филиалы крупнейших столичных музеев, прекрасно оборудованные по последнему слову техники концертные залы, филиалы крупнейших театров – Мариинского и Большого, филиалы Академии хореографии и Центральной музыкальной школы. И всё это может стать главной точкой притяжения в этих городах, и эти центры смогут трансформировать и жизнь людей, и образ, и судьбу города.

Для осуществления этих задач привлечены лучшие в стране творческие силы. В проектировании участвуют лучшие отечественные и зарубежные архитекторы, а в концепциях создаваемых центров используются самые современные российские и зарубежные практики, основанные на тщательном анализе существующей ситуации на местах и возможных перспективах развития.

На ключевые должности в создаваемых центрах привлекаются хорошо зарекомендовавшие себя специалисты и очень талантливые творческие личности. И сейчас невероятно важно начинать организовывать работу в вышеперечисленных городах прямо сейчас, с тем чтобы представительства тех институций, которые будут присутствовать в том или ином городе, уже сегодня начали работать на местах, готовили бы базу и платформу, на которой будет разворачиваться работа создаваемых центров.

Очень важно начать подготовку в местных высших учебных заведениях кадров для будущих институций. Создаваемые в региональных центрах филиалы должны будут сразу же начать работу с местным населением, зачастую, как во Владивостоке, уставшим от обещания перемен и затянувшихся на долгие годы проектов создания важнейших учреждений культуры. Необходимо будет найти соответствующие площади, на которых можно будет уже сейчас начинать разворачивать и образовательные программы, в том числе и по подготовке и повышению квалификации местных кадров.

Очень важна будет работа с существующими учреждениями культуры: музеями, музыкальными, хореографическими школами, концертными залами по подтягиванию их деятельности в соответствии с современными стандартами. И здесь невозможно будет работать с позиции «большого брата». Залогом успешной работы вновь создаваемых учреждений культуры будет самое тесное сотрудничество и интеграция с существующими на местах институциями, которые не должны относиться к вновь создаваемым культурным центрам как к соперникам, находящимся в заведомо более выгодных условиях.

Это должна быть очень тонкая и кропотливая работа по интеграции региональных учреждений культуры и вновь создаваемых образований. И эти вновь создаваемые институции должны служить в том числе и площадкой для реорганизации и обновления деятельности организаций, которые уже существуют в регионе.

Что касается музейных комплексов, то при всём различии местных ситуаций, которые, конечно же, учитываются при разработке конкретных проектов, они должны стать важнейшими общественными площадками, предназначенными не только для проведения выставок и организации длительных экспозиций, они должны стать серьёзнейшими образовательными центрами с аудиториями и залами для проведения лекций, специальных курсов, с мастерскими для занятий с разными возрастными категориями и занятиями разными видами художественного творчества.

Они должны превратиться в настоящие центры повышения квалификации для специалистов музейного профиля, в том числе из ближайших регионов. В этих музейных комплексах будет современная инфраструктура с большими общественными пространствами, обеспеченными доступом к интернету, с залами для проведения концертов и кинопоказов, с кафе, с музейными магазинами, которые могут обеспечить, как это происходит сегодня в столичных музеях, очень серьёзный, устойчивый доход для организуемых музеев.

Для Владивостока, Калининграда и Севастополя Третьяковская галерея предлагает создание в этих комплексах длительных экспозиций отечественного изобразительного искусства, которые могут меняться раз в несколько лет. Эти экспозиции могут создаваться с привлечением экспонатов из Третьяковской галереи, тем более с учётом того, что в 2022 году мы планируем закрыть на реконструкцию здание, где показываем искусство XX века.

И мы можем объединять собрание Третьяковской галереи, например, во Владивостоке с собранием Приморской картинной галереи для создания серьёзных экспозиций русского искусства, которые могут быть очень привлекательны как для местных жителей, так и для тех, кто приезжает в город.

Очень важно, что эти центры могут стать связующим звеном между Россией, Востоком и Западом. Они могут принимать серьёзнейшие художественные выставки из собраний музеев Юго-Восточной Азии во Владивостоке, из собраний европейских музеев – в Калининграде. Здесь могут останавливаться на пути в зарубежные музеи выставки из собраний Москвы и Петербурга.

Долговременные экспозиции могут стать действительно привлекательными для приезжих. И это необходимо сочетать с интереснейшими временными выставками из собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Востока во Владивостоке, которые будут интересны для проживающих в этих городах и в этих регионах и которые будут заставлять их возвращаться в музеи ещё и ещё раз.

Очень важно будет очень чёткое брендирование отдельных пространств в этих комплексах, пространств, являющихся представительствами и филиалами ведущих музеев станы. И не менее важно внедрение современных музейных технологий, которые будут подтягивать существующие региональные музейные институции до уровня столичных и мировых образцов и позволят искусству быть мощным феноменом, повышающим привлекательность этих городов и качество жизни в этих регионах.

В.Путин: Спасибо большое!

Марина Константиновна.

М.Леонова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Ваше поручение о создании образовательных центров, театральных центров, конечно, для всех нас имеет особое значение, и вся культурная общественность нашей страны должна поддержать и поддерживает это Ваше решение.

Учёный совет Московской государственной академии хореографии единогласно принял решение о создании своих филиалов (я буду сейчас тоже пока говорить о городах в Калининграде и во Владивостоке). Могу сказать про школу во Владивостоке: школа работает, дети танцуют на Приморской сцене Мариинского театра.

Безусловно, не хватает помещений. Нам обещали в этом году отремонтировать два балетных зала, поручение уже Министерством культуры дано, тогда мы сможем провести набор детей весной и будем продолжать учиться.

Что касается Калининграда. Руководитель тоже уже назначен, ведётся формирование педагогического состава, и, что я хочу отметить, что руководители, художественные руководители, директора, едут из Москвы, Санкт-Петербурга, это выпускники Московской балетной школы, выпускники Санкт-Петербургской балетной школы, они с удовольствием уезжают, работают за рубежом и уезжают в страну.

Мне довелось участвовать в создании технического задания этих школ, и могу сказать, что, когда всё построят, будут совершенно замечательные созданы условия для современного воспитания наших детей. Я отвечала за балетную часть и могу сказать, что там будут прекрасные балетные залы, учебный театр такой же, как у нас в Москве, физкультурный комплекс с бассейном, тренажёрным залом, великолепный интернат, где будут жить дети, современные условия. Конечно, учебный театр, конференц-зал.

Думаю, что мы будем надеяться на то, что это в скором времени будет. Будем работать. Я – оптимист. Работать придётся засучив рукава.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, теперь губернаторов послушаем.

Олег Николаевич.

О.Кожемяко: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Для Приморья, Владивостока и жителей Дальнего Востока, безусловно, это очень важные проекты, которые дают возможность нашим жителям, да и туристам, не за девять тысяч километров приобщаться к искусству, а непосредственно на месте.

Что особенно важно? Что это ещё и дополнительное образование, которое будут получать представители со всех регионов Дальнего Востока, одарённые дети. Это и среднее специальное образование, высшее образование, хореографическое и музыкальное.

И, безусловно, это и место работы в последующем там, на месте, о чём было сказано, что не надо будет где-то привлекать кого-то, тратить дополнительные денежные средства, и, соответственно, карьера может быть успешной там, на Дальнем Востоке, выступление в Мариинском театре.

То есть, безусловно, это те школы, которые будут и образовательные программы проводить, и Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, что даст дополнительно работу искусствоведам и экскурсоводам. И самое главное, что, наверное, это повышает туристическую привлекательность субъектов не только для Дальнего Востока, но и для всех прилегающих стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Я бы сказал так, это, наверное, такой маяк искусства, который будет освещать не только Дальний Восток, но и все ближайшие страны и притягивать. Поэтому, безусловно, для нас эти стройки очень важны. То есть мы всё сделали для того, чтобы они были сданы в срок. Как сказала Ольга Юрьевна, это 2020 год, сентябрь, будет сдан образовательный центр на острове Русский, и в 2023 году, в конце года, будем сдавать музейно-выставочный, театральный и музыкальный центр на улице Аксаковской.

Поэтому мы сейчас отрабатываем вместе с Государственной Третьяковской галереей и с Государственным Эрмитажем, со средней специальной музыкальной школой вопросы взаимодействия, с тем чтобы начать обучение одарённых детей, программа уже в 2019 году на базе имеющихся зданий и сооружений.

В.Путин: Спасибо.

Сергей Евгеньевич, пожалуйста.

С.Цивилёв: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В соответствии с майским указом Президента о рывке в экономике Кузбасс разработал свою стратегию развития. Когда мы изучали все «рывки», которые делал Кузбасс за последнее столетие, а это было и в царские времена, и на рубеже 20–30-х годов, когда строился Кузнецкий металлургический комбинат, и во время войны, и после войны, мы увидели, что везде, всегда одновременно с мощным рывком строились дома культуры, образовательные учреждения, медицинские учреждения, спортивные комплексы.

Все, кто до нас это делал, понимали: без развития культуры рывка в экономике не сделать и уровень жизни населения не поднять. Поэтому мы в своей стратегии заложили целый кластер искусств. Мы объединили имеющиеся культурные объекты, которые были ранее построены в городе Кемерово (это наш северный центр), в городе Новокузнецке, и назвали кварталами искусства, и 35 домов культуры по всей территории Кузбасса, чтобы приблизить искусство к народу.

Это всё заложено в нашем плане развития на шестилетний период. И, конечно, строительство такого культурно-образовательного музея-центра, на таком высоком уровне, резко поднимет культурный уровень всего нашего культурного кластера Кузбасса. Это нам очень поможет в развитии экономики. Что бы мне хотелось? Вами подписан Указ о праздновании 300-летия Кузбасса, которое состоится 6 июля 2021 года. Хотелось бы все эти объекты реализовать, построить и запустить в работу.

И я поддерживаю предложение коллег о том, что работа должна начаться уже сейчас. Уже сейчас должны начинаться выставки, уже сейчас должны набираться студенты, которые пойдут заниматься образованием. Мы готовы во всём помогать. Мы подготовили площадки под строительство, сделали изыскания, подготовили площадки для строительства жилых домов. Мы берём на себя вопросы, связанные с подведением коммуникаций. Мы готовы оказать помощь во всём, потому что нам это жизненно необходимо.

И мы намерены подписать со всеми губернаторами, где строятся культурно-образовательные и музейные комплексы, соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, тем более что в Вашем указе о праздновании 300-летия Кузбасса написано: «Всем регионам принять участие». Мы подпишем соглашение и будем обмениваться опытом развития этих комплексов, будем сотрудничать. И думаю, что это поможет нам всем эффективно реализовать поставленные Вами задачи.

В.Путин: Всё-таки какие объекты должны быть в Кемерово реализованы? По другим центрам я видел, понял. А что в Кемерово?

С.Цивилёв: У меня четыре согласованных объекта.

В.Путин: Какие?

С.Цивилёв: Театр оперы и балета, Дом творчества молодёжи, музейный комплекс – они все соединены одним переходом и в одном месте находятся. В шаговой доступности, в 10 метрах от нас, – это учебное заведение, там, где у нас есть училище наше, кемеровское училище, – Кемеровский институт культуры, там есть хорошая площадка, мы её подготовили, чтобы там развивался образовательный центр.

Это всё в пешей доступности в городе Кемерово. И все площадки под строительство подготовлены, изыскания все сделаны, инфраструктура вся готова, коммуникации готовы – всё готово для строительства.

В.Путин: Учебный корпус – это что такое? Чему там будут учить?

С.Цивилёв: Филиал училища Гнесинки. Это всё согласовано и с Министерством культуры, и с Ольгой Юрьевной, и с её сотрудниками. Они детально описаны у нас.

Спасибо Валерию Абисаловичу, который очень энергично Кузбасс поддерживает в этом проекте. Огромное спасибо, Валерий Абисалович, мы не подведём.

В.Путин: И хореографическое училище?

О.Голодец: И хореографическое училище.

В.Путин: А жилые помещения для преподавательского состава?

О.Голодец: Есть.

С.Цивилёв: Есть. Уже всё подготовлено, площадки, всё в пешей доступности, в хороших скверах.

О.Голодец: Жильё для педагогов, артистов, сотрудников – всё просчитано.

В.Путин: Всё есть. Спасибо.

Дмитрий Владимирович.

Д.Овсянников: Владимир Владимирович, огромное спасибо не только за инициативу развития данных комплексов. Вы поддерживаете в Севастополе, конечно, и наши действующие бюджетные учреждения – это Херсонес Таврический (идёт обновление), Музей героической обороны и освобождения Севастополя, в реконструкцию зашёл у нас Музей имени Крошицкого, и благодаря Вашему поручению готовимся, проектируем для реконструкции драматический театр имени Луначарского. И проектируем ряд других объектов.

И для нас в этой ситуации возникает, действительно, задача синхронизации и реализации данных мероприятий: у нас будет строиться в том числе и киноконцертный зал к тому моменту, когда мы будем готовы войти в реконструкцию, например, драматического театра, мы могли коллектив не оставить без работы, а год-два перерыва – это очень сложно для коллектива. Вот эта задача синхронизации для нас становится первостепенной.

При развитии всех учреждений, которые были обозначены, мы, действительно, ориентируемся не только на Севастополь, но и на Республику Крым. Мы собрали данные о детях, потенциалах музыкальных школ, кружковых коллективов, тех, кто занимается в разных форматах. Ориентируемся на Южный федеральный округ, на территорию, в которой проживает порядка 16 миллионов человек, с тем чтобы стать центром, по сути дела, развития для данной огромной территории.

У нас единственная просьба. В силу того, что основной доминантой данного общественного пространства – то есть это не только новые объекты культуры, для нас это новый городской центр – будет являться новое общественное пространство (парковая зона, пешая зона), у нас благодаря Вашей поддержке это мероприятие включено в ФЦП Республики Крым и Севастополя как отдельное мероприятие.

Мы плотно работаем с фондом и согласовали предварительно и с Дмитрием Николаевичем Козаком, и с Ольгой Юрьевной [Голодец], просьба назначить фонд единственным исполнителем по реализации не только строительства объектов, но и строительства этого единого городского пространства. Всё это предварительно согласовано, с тем чтобы увязать и исключить разные элементы рассинхронизации.

Если Вы не возражаете, то мы наши проработки вместе реализуем. А так всё идёт в нормальном ключе: 18,5 гектара передано фондом, строительная компания приступила к работе, все технические показатели определены. Та просьба, которая всегда звучала от города, строительство музея защитникам Севастополя 1941–1942 годов, музейно-мемориального комплекса, действительно, в городе ожидание эт

Владимир, последние, самые, сдачи, контрольные, заведений, учебных, цифры, разрезе, строительных, ценовая, техническая, Везде, составлены, ведению, подготовке, графики, хореографических, училищ, Коллеги, Владимир, развивать, подросткам, детям, семьёй, креативность, Современные, платформой, образовательной, культурной, важнейшей, прийти, ретроспективного, лекции, проходят, экспозиций, выставок, дискуссии, звучит, кинематографа

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая на кнопку отправить вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.